ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ВЕБ-ДИЗАЙНЕ

Обзор психолога Сьюзан Вайншенк особенностей психологии человека при пользовании интерфейсами. Детальное описание 10-ти критериев, которые могут существенно помочь дизайнерам и разработчикам при проектировании веб-сайтов и других интерфейсов.

Сьюзан Вайншенк (Susan Weinschenk) доктор психологических наук при Pennsylvania State University. За ее плечами более 30 лет опыта изучения психологии человека на рабочем месте. В 70-х годах она познакомилась с компьютерными технологиями и это ее заинтересовало. С тех пор одним из направлений ее исследований стали психологические особенности взаимодействия человека и компьютера. Уже много лет ведущие производители обращаются к ней за оценкой и доработкой интерактивных технологий (веб-сайты, программы, копировальная техника, микроволновые печи, медицинское оборудование и др.) с точки зрения психологии.

Сьюзан написала несколько книг. Последняя из них – «Нейро веб-дизайн: Что заставляет их кликать?» (Neuro Web Design: What makes them click?). Она принимает активное участие в конференциях, проводит семинары и мастер-классы. За свое ораторское умение получила прозвище Леди-Мозг.

Изучая механизмы подсознательного принятия решений и действий людьми при пользовании интерфейсами, Сьюзан собрала ряд наблюдений, которыми делиться для нас.

1. Люди не хотят работать или думать больше, чем надо

  • Люди будут выполнять как можно меньше работы, чтобы достичь нужной цели.
  • Лучше дать людям минимум информации, из которой они могут выбрать что-то одно и получить по нему более подробную информацию. Я называю это прогрессивное раскрытие информации.
  • Вместо того чтобы описывать вещи, лучше показать людям пример.
  • Обратите внимание на псевдофункциональность (affordance) элементов веб-страницы, интерфейса или устройства, которые вы проектируете. Если элемент не будет кликабельным, не придавайте ему вид кликабельности.
  • Обеспечьте только те функции, в которых действительно нуждаются люди. Не следует полагаться на свое мнение или представление о том, что нужно людям. Чтобы точно это знать проведите исследование вашей аудитории. Если предоставить людям больше, чем им нужно, только ухудшит ситуацию.
  • Действия по умолчанию. Позаботьтесь, чтобы по умолчанию люди делали как можно меньше действий, чтобы достичь цели.
  • 2. Люди имеют ограничения

  • Люди могут потреблять лишь часть информации, из того что попадает в их поле зрения. Обеспечьте доступ лишь к тому количеству текста и картинок, которые необходимы на данный момент.
  • Делайте информацию легко воспринимаемой.
  • Используйте заголовки, разделяйте информацию на короткие блоки.
  • Люди не обладают многозадачностью. Многократные исследования подтвердили, что человек обрабатывает информацию в один поток.
  • Люди предпочитают короткие линии, но лучше воспринимают длинные. Это разница пока остается загадкой и выбор следует делать по ситуации. Но уверена, что люди будут вас просить о том, что в их случае не является лучшим решением.
  • 3. Люди совершают ошибки

  • Предположите, что люди будут ошибаться. Спрогнозируйте их поведение и попытайтесь предотвратить его при проектировании интерфейса.
  • Если последствия ошибки могут быть серьезными, используйте этап подтверждения пользователем, прежде чем выполнить действие.
  • Предусмотрите возможность отмены действия.
  • Предотвращение ошибки всегда лучше, чем помощь в ее исправлении. Лучшее решение ошибок – это отсутствие любых сообщений об ошибках.
  • Если выполнение задачи может содержать ошибки, разбейте ее выполнение на части.
  • Если пользователь совершает ошибки и вы можете их исправить, то исправляйте и покажите ему свои изменения.
  • Те, кто проектируют веб-сайты и другие интерфейсы тоже ошибаются. Потому используйте проверку выполненной работы, тестирование и обратную связь с пользователем.
  • 4. Память человека становится сложнее.

  • Люди меняют свои воспоминания, что говорит о непостоянстве их памяти. Вы можете верить словам пользователей, но лучше наблюдать за их действиями. Это даст гораздо больше информации.
  • Память человека очень хрупкая и быстро теряет информацию, что приводит к ошибкам. Не заставляйте пользователей держать информацию в голове, переходя с одной страницы на другую или от одной задачи к другой.
  • Люди могут одновременно помнить 3-4 вещи. Правило «7 объектов ±2» на практике подтверждается редко. В большинстве случаев запоминается лишь половина – 3..4 объекта.
  • 5. Людям свойственна социальность

  • Люди всегда будут использовать технологии, чтобы быть социальными. Это подтверждалось на протяжении тысячи лет.
  • Люди подвержены влиянию общества, особенно если не имеют собственной позиции. Это называется социальной проверкой. Что объясняет популярность и влияние рейтингов и обзоров, используемых сайтами.
  • Если люди что-либо делают вместе в одно и то же время (синхронное поведение), это связывает их вплоть до возникновения химических реакций в мозге. Смех тоже относится к таким действиям.
  • Если вы что-то сделали полезного для меня, то я буду чувствовать себя обязанным сделать что-то полезное для вас (принцип взаимности). Исследования показывают, что, если вы хотите, чтобы люди заполнили форму, то сделайте сначала что-то полезное для них, а после попросите заполнить форму. Такой подход более эффективный, чем наоборот.
  • Когда вы наблюдаете за человеком, выполняющим какие-то действия, у вас в мозге задействуются зоны, как если бы это делали вы сами (зеркальные нейроны). Мы биологически запрограммированы подражать. Если вы хотите, чтобы люди совершали какие-то действия на сайте, покажите им кого-то, кто совершает эти действия.
  • Человек может иметь прочные связи со 150-ю людьми. Прочные психологические связи определены как связи с людьми, которые физически находятся близко. Но слабые связи могут исчисляться тысячами и оказывать такое же влияние (например, Facebook).
  • 6. Внимание

  • Я склоняюсь к мысли, что фокусировка внимания пользователя – ключ к успеху проектирования интерфейса. Когда что-то отвлекает внимание пользователя, это вызывает его недовольство и является ключевой проблемой интерфейса.
  • Люди запрограммированы обращать внимание на то, что выделено из окружения или что-то новое. Учитывайте это при создании интерфейса
  • Но бывают и исключения, когда люди не замечают изменений. Это называют слепотой изменений. Существует ряд экспериментов, порой довольно смешных, где показан этот эффект.
  • Вы можете использовать органы чувств для привлечения внимания. Яркие цвета, большой размер шрифта, звуки быстро акцентируют внимание.
  • Люди легко отвлекаются. Если вы не хотите, чтобы им что-либо мешало просматривать страницу, не используйте мигание, анимацию, запуск видео. Если же наоборот, вам нужно обязательно привлечь внимание, эти методы будут эффективны.
  • 7. Люди жаждут информации

  • Допамин – химическое вещество, гормон, который заставляет людей искать … пищу, секс, информацию. Процесс изучения чего-либо имеет допаминную природу – мы не можем не хотеть больше информации.
  • Люди склонны хотеть больше информации, чем они способны обработать. Наличие большого количества информации заставляет людей чувствовать, что у них есть большой выбор. Большой выбор придает людям чувство контроля, что успокаивает, так как повышает шансы выживания.
  • Люди нуждаются в обратной связи. Компьютеру нет необходимости сообщать, что он загружает файлы, но человеку необходимо знать, что происходит.
  • 8. Подсознательная обработка информации

  • Большая часть умственных процессов происходит подсознательно.
  • Если вы сможете добиться, чтобы пользователь совершил незначительное действие (например, подписка на бесплатный аккаунт), то в дальнейшем велика вероятность, что этот человек совершит более значимое действие (например, апгрейд до платного премиум аккаунта).
  • Подсознание принимает или, по крайней мере, участвует в принятии большинства наших решений. Подсознание заботится о выживании и размножении: пища, секс и безопасность. Вот почему эти три вещи всегда привлекают наше внимание.
  • На эмоциональную часть сознания влияют изображения, особенно изображения людей, а также рассказы. Эмоции очень сильно влияют на наши решения.
  • На поведение людей могут влиять факторы, о которых они даже не догадываются (создание эффекта). Например, такие слова как «отставка», «Флорида», «усталость» могу заставить двигаться молодого человека медленно, словно он пенсионер.
  • Подсознание и эмоции часто действуют без нашего контроля. Но мы всегда будем объяснять наши поступки рациональным и осознанным мышлением. Хотя это только частично так, а иногда и вовсе таким не является.
  • 9. Люди создают мысленные модели

  • Люди всегда создают мысленную модель о каком-либо объекте или задаче (оплата счетов, чтение книги, использование дистанционного управления).
  • Мысленная модель, которая сформировалась у людей в отношении какой-либо задачи, может облегчать или наоборот усложнять работу с интерфейсом, который вы спроектировали.
  • Чтобы создать положительный интерфейс, вам необходимо адаптировать концептуальную модель интерфейса с ментальной моделью пользователей или разобраться, как «обучить» пользователя новой мысленной модели.
  • Метафоры помогают формировать новую мысленную модель. Например, «управлять iPad также просто, как читать обычную книгу».
  • Самая главная цель при изучении целевой аудитории – это получить информацию о ментальных моделях пользователей.
  • 10. Визуальная система

  • Если страница перегружена информацией, людям сложно в ней ориентироваться. Визуально разбейте информацию на группы, чтобы пользователю было легко сосредоточиться.
  • Элементы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Используйте шрифты достаточного размера и без декоративных элементов. Это значительно облегчает чтение текста.
  • Исследования показывают, что человек использует периферийное зрение, чтобы сформировать более полную картину о том, на что он смотрит. Если человек смотрит прямо на что-либо, это не значит, что он не замечает окружающие элементы.
  • Использование цветового контраста делает сложным восприятие информации. Пример такого сочетания – красный и синий цвета. Старайтесь избегать красного текста на синем фоне и наоборот.
  • Людям легче воспринимать объекты, если они изображены в перспективе.
  • Цвет хороший способ показать, что элементы имеют связи. Но не забывайте использовать для этого дополнительные визуальные средства, так как часть людей плохо различает цвета.


  • Источник: http://hotdesignfor.us/